Педагог-психолог советует
Самое важное в подготовке к экзаменам – это эффективная организация процесса заучивания и повторения.
Самый распространенный при подготовке среди школьников и студентов способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо – в случае, если у вас очень хорошая память – все более-менее в порядке до экзамен, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего.
Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.
Несколько способов организации процесса повторения, которые дают наибольший эффект. Выберите тот способ, который вам показался ближе, тот, который подойдет именно вам.
I способ. Ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после – через день.
II способ. Организация рационального повторения:
1. Прочитать – повторить.
2. Повторить через 10-15 минут.
3. Повторить через 8-9 часов.
4. Повторить через день.
III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.
О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.
Ч – чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.
О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
Г – главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.
Число повторений должно быть 2-3.
Полезные советы
«Искусство сдавать экзамены»
- Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лишнее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши, тетради.
- Психологи советуют поместить на видном месте что-нибудь желтое или фиолетовое, т. к. эти цвета повышают интеллектуальную активность.
- Затем нужно составить план работы, при этом необходимо учитывать, кто вы - «сова» или «жаворонок». Если вы сова, то нужно максимально загрузить вечерние часы, а если жаворонок - утренние.
- В плане нужно четко указать, что именно будете учить, какие разделы.
- Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятий, 10 минут - перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, подмести пол.
- Во время подготовки к экзаменам не забывайте о вкусной и здоровой пище. Для работы мозга полезен сладкий миндаль, а арахис улучшает память и слух,
снимает утомляемость. Для улучшения памяти полезна соленая селедка! А вот крепкий чай, кофе или специальные препараты могут только навредить.
- Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы встать здоровым, свежим, отдохнувшим, готовым к борьбе.
- В день экзамена утром не забудьте позавтракать! И обязательно запаситесь чем-нибудь сладеньким, ведь при повышенной нагрузке организм будет требовать глюкозы.
- На экзамен следует одеться строго и опрятно, не стоит приковывать излишнее внимание к своей внешности!
- Ни в коем случае не пейте перед экзаменом никаких успокоительных таблеток!
- Во время экзамена, выбирая билет, не паникуйте!
- Когда вы уже вытянули билет и стали готовиться к ответу, начинайте с самого легкого. Пока вы напишете ответ, вы успокоитесь, голова станет работать более ясно и четко.
- Во время ответа могут случиться самые непредвиденные ситуации: провал в памяти, оговорка, ошибка. Ничего страшного! Ни в коем случае не показывайте, что вы растерялись, не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное - сохранить чувство собственного достоинства и, конечно, не терять чувства юмора.
- В любом случае всегда дышите глубже - это помогает справиться с волнением! Удачи!
Памятка для учащихся по подготовке к экзамену по учебному предмету
«История Беларуси»
Время подготовки к экзамену надо разумно распределить. Не следует заниматься помногу часов без перерывов. Лучше учить блоками - усвоил тему, закрепил её - и отдохнул. Затем кратко повторил, что заучил, и – за новую тему.
- Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
- Используйте время, отведённое на подготовку как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. когда хорошая работоспособность (обычно это утренние часы после хорошего отдыха)
- К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем ещё раз - утром.
- Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.
- Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.
- Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
- Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме , а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до».
- К экзамену лучше готовиться с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.
- Выполняйте как можно больше различных тестов по этому предмету. Такие тренировки ознакомят вас с конструкциями тестовых заданий.
-
Индивидуальный подход в подготовке к экзаменам
Каждому учащемуся рекомендуется выработать собственную стратегию и тактику подготовки к экзаменам. При этом важно учитывать свои индивидуальные особенности. Так, например, нужно понять кто вы - «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально использовать утренние или вечерние часы.
- Необходимо определить для себя кто вы - визуал (человек, который лучше всего воспринимающий зрительные образы); аудиал (воспринимающий информацию на слух) или кинестетик (обладающий двигательной памятью)
- Аудиалам хорошо объединиться в группы по 2-3 человека. Проговаривая друг другу один и тот же билет, они создают благоприятную атмосферу для запоминания.
- Визуалам при подготовке рекомендуется делать заметки. В этом смысле позитивную роль могут сыграть «шпаргалки», которые составляются для того, чтобы учить материал. Часто при ответе визуалы мысленно листают написанные при подготовке ответы и как бы «считывают » нужную им информацию.
- У кинестетиков развита двигательная память. Запоминание какой- то информации для них должно быть связано с какими-то движениями, жестами. Цезарь, например, учил свои речи, шагая из комнаты в комнату.
- Холерику необходимо создать значимую мотивацию деятельности и не торопится, перепроверять себя; сангвинику–осознать ответственность деятельности; меланхолику - верить в себя, успокоиться и не переутомляться; флегматику - самоконтроль времени.
- Учитывайте при заучивании «правило края»: обычно запоминается лучше начало и конец информации, а середина «выпадает»
- Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, сохраняйте позитивный настрой на весь период подготовки и сдачи экзаменов. Внутреннее равновесие можно поддерживать аутогенной тренировкой, проговариванием про себя позитивных установок: «я достигну успеха», «у меня всё получится», «я успешно сдам все экзамены»
Настройтесь позитивно!