Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Меры наказания и поощрения в современной семье

Дата: 24 ноября 2020 в 18:12, Обновлено 24 ноября 2020 в 18:17
Автор: Генец Л. И.

Когда Вы кричите или бьете своего ребенка,

 он не перестает любить Вас,

он перестает любить себя!

Задумайтесь!

  ? 

Целью консультации является: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний, переосмыслить их.

Данная информация поможет Вам взглянуть по другому на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношения в семье и обогатит Ваш родительский опыт.

Выбор темы связан с тем, что сегодня многие родители, учителя, воспитатели воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытыми, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.

В контексте нашей темы хочется задать Вам вопросы, на которые мысленно постарайтесь ответить. У каждого из Вас в жизни были моменты, когда Вас поощряли. Каким было самое запоминающее поощрение вашей жизни? Что Вы чувствовали?

А теперь оглянитесь назад и вспомните примеры из собственного детства, когда Вас наказывали. Какова была Ваша реакция на это наказание? А что Вы чувствовали? Было ли эффективным оно для Вас? Чего в Вашей жизни было больше: поощрения или наказания?

 

Мини-лекция

Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. Реакция ребенка на поощрение – «у него вырастают крылья» (ответ мамы), поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо, жизненный опыт мал у ребенка, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.

Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение). Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук. Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Некоторые родители совершенно убеждены в том, что хвалить детей ни в коем случае нельзя. На самом деле в воспитании надо использовать как поощрение так и наказание, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.

Мало кто из родителей задает вопрос «Как детей хвалить?» Многим кажется, что это просто, если ребенок чему-то научился – это вполне естественно, почему надо хвалить.

Как правильно хвалить и критиковать ребенка (см. памятку).

Как поощрять ребенка в семье (см. памятку).

40 фраз, которые подарят детям крылья! (прилагается).

Возможные поощрения:

  • подольше не ложиться спать;
  • разрешить посмотреть телевизор;
  • поиграть в компьютер;
  • сладостями угостить;
  • поиграть в совместные игры и т.д.

Вывод: каждый из родителей может научиться искусству поощрения, используя вербальные (слова), невербальные (без слов), и другие методы поощрения.

П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, существуют разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.

 

Аргументы против наказаний:

– недопустимы физические наказания:

  • родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;
  • физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;
  • рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;
  • дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;
  • дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;
  • дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;
  • родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и.т.д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей;
  • постоянное порицание ребенка, критика, муштра снижает самооценку.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.

Аргументы «за».

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:

  • замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • разговор, выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
  • Недопустимо наказание трудом, поскольку труд должен быть радостью.
  • Использовать наказание как метод естественных последствий: «насорил – убери за собой».
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. могут вызвать стремление противодействовать или четко определите: что можно, а что нельзя, мотивируя это.

Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один поступок – одно наказание.
  • Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла.

Говорить «НЕТ» и запрещать:

  • если ваш ребенок что-то просит и делает то, что вам не нравиться;
  • нужно говорить, почему вам это не нравиться;
  • «нет» должно звучать убедительно и вы должны стоять на своем: «Нет есть нет»;
  • не говорите «нет» слишком часто, т.к. дети перестают реагировать на это;
  • часто говорите комплименты, если дети ведут себя хорошо.

Не замечать:

Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.

  • объясните сначала вашему ребенку, что ему нельзя делать и почему нельзя;
  • не реагируйте на попытки привлечь ваше внимание;
  • попробуйте выдержать до конца, занимаясь своими делами;
  • продолжайте обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети. Тогда они будут делать это чаще.

Изолировать:

Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.

– оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;

– обязательно объясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;

– найдите для этого не самое приятное место;

– нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;

– обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда и огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.

Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.

 

Уважаемые родители!

Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками.

Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.

Домашние задание.

  1. Упражнение: Проанализируйте: сколько раз в день Вы похвалили ребенка (откладывая спички из спичечного коробка в карман фартука по 1 спичке за 1 поощрение).
  2. Вопросы к родителям для обдумывания и рассуждения:
  • Какие виды поощрения используете Вы?
  • Как на них реагирует Ваш ребенок?
  • В отношении своего ребенка, что Вы используете больше: поощрения или наказания?
  • Как реагирует Ваш ребенок на наказание?
  • Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  • Какие наказания Вы не применяете?
  • Можно ли воспитывать без наказаний?

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.