Рекомендации для успешной подготовки к экзамену
-
Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
-
Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
-
К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
-
Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.
-
Тренируйтесь отвечать на вопросы.По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.
-
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
-
Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и до.
-
К экзамену лучше готовиться с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.
Три основных стадии подготовки к экзамену
Первая стадия - «первичного бульона» - начинается задолго до экзамена. Это постепенное накопление сведений по предмету, причём не только на занятиях. Человек читает книги, смотрит телевизор, бродит по Интернету, общается с друзьями, посещает кружки - и потом обнаруживает, что знает то, чего никогда не учил. Чем богаче и разнообразнее его жизнь, чем больше он интересуется какой-то областью знаний, тем насыщеннее «первичный бульон».
Вторая стадия — стадия погружения — самая ответственная. Это и есть период целенаправленной подготовки к экзамену в течение нескольких дней, которые отведены в расписании. Именно тогда систематизируются знания.
Третья стадия — «взятие на абордаж» - сводится к латанию «дыр» в знаниях. Эта работа приводится на последний вечер перед экзаменом, что позволяет свести забывание к минимуму. Понятно, что «абордаж» имеет смысл, если раньше уже создан прочный фундамент, и в предмете вы хорошо или хотя бы сносно ориентируетесь.
На стадии погружения важно незнакомый вам совершенно материал выявить заранее, и тут же ликвидировать пробел в знаниях, а также раздобыть всю необходимую литературу. Из перечня вопросов необходимо выделить самые общие, фундаментальные. Общие вопросы создают как бы сетку, основу, на которую гораздо легче и прочнее улягутся необходимые сведения. Важно, прежде чем просматривать учебник, попытаться вспомнить всё самостоятельно и получить представление об истинном состоянии своих знаний, так как память узнавания и память воспроизведения — разные вещи. Подготовку к экзамену начинайте заранее. Пролистывайте любой материал по необходимому предмету. Вы без труда заинтересуетесь какой-либо информацией и без труда её запомните. Даже если времени на подготовку остаётся очень мало, не зубрите без передышки. Делайте больше перерывов, так как они принесут двойную пользу: во-первых, они дадут памяти возможность закрепить только что усвоенное, а во- вторых, они будут способствовать дальнейшему запоминанию.
Учите в определённые, наиболее эффективные для вас часы дня. Для большинства людей самое идеальное время - рано утром, причем вечером информацию надо обязательно закрепить. В первую очередь, учите вопросы, ответы на которые вы не знаете вообще. Читая текст, делайте пометки, составьте план ответа. Повторение вызывает ещё одну переработку материала. Не заучивайте бессмысленно. Прочитав содержание ответа, подумайте, как можно «привязать» его к жизни.
Помните, чем больше усилий вы потратите на усвоение информации, тем больше шансов её вспомнить.
МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ