ИНФОРМАЦИЯ о результативности участия учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Берёзовки» в исследовательской деятельности Скачать
Памятка для родителей Скачать
Памятка дл учителя Скачать
Результативность по предметам Скачать
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с высокомотивированными учащимися
1. Общие положения
Одарённые учащиеся - это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
2. Цель и задачи.
Цель - создание условий для оптимального развития способностей высокомотивированных учащихся.
Задачи:
- выявить высокомотивированных учащихся с использованием различных диагностик;
- выработать единый подход в работе с высокомотивированными учащимися на основе положительного опыта работы педагогов;
- использовать на учебных, факультативных занятиях дифференцированный подход на основе индивидуальных особенностей детей;
- использовать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, развитию научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
3. Принципы работы с одарёнными детьми:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности (соблюдение режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности);
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
- сохранение высокой самооценки высокомотивированного учащегося, связанной непосредственно с развитием любознательности и в целом с развитием личности;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- широкая реализация межпредметных связей в образовательном процессе и в индивидуальной работе с учащимся.
4.участниками реализации данного положения являются:
- руководство учреждения образования (директор, заместители);
- методический совет школы;
- педагоги учебных предметов;
- тьюторы;
- классные руководители;
- педагог-психолог;
- законные представители учащихся.
5. Методы и формы работы
Урочные:
- развитие индивидуального стиля учебной деятельности;
- индивидуальная и дифференцированная направленность учебного процесса;
- использование межпредметного подхода на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний;
- поуровневое объяснение учебного материала;
- групповые формы работы;
- различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- задания творческого характера;
- проектная деятельность.
Внеурочные:
- предметные недели;
- интеллектуальные олимпиады;
- факультативные занятия;
- кружковые занятия;
- конкурсы различной направленности;
- система внеклассной воспитательной работы.
- Образовательный процесс
- Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
- Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания.
- Проведение круглогодичных предметных олимпиад на уровне «класс - параллель – школа»
- Проведение предметных интеллектуальных игр в рамках предметных недель, работы шестого школьного дня;
- Организация факультативных занятий.
- Организация внеурочной деятельности по развитию интеллектуального и культурного пространства учреждения образования.
7. Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с высокомотивированными учащимися
Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными и высокомотивированными детьми:
- через создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства (работа методических объединений, творческих групп, самообразование, обобщение опыта, курсы повышения квалификации и т.д.);
- проведение семинаров, консультирований, проведение тренинговых занятий по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия;
- знакомство с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
- создание системы мониторинга учителей начальных классов, работающих с высокомотивированными и одарёнными учениками, победителями школьных олимпиад, районных конкурсов различной направленности и т.д.;
- участие в школьных, районных, городских смотрах-конкурсах.
8. Деятельность руководства учреждения образования в работе с высокомотивированными учащимися
- Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
- Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей.
- Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных
с реализацией данного положения.
- Организация и проведение семинаров по проблемам работы с
высокомотивированными учащимися.
- Координация действий учителей, работающих с высокомотивированными учащимися.
- Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для высокомотивированных учащихся.
- Сбор банка данных по высокомотивированным учащимся.
9. Деятельность тьютора (учителя-наставника)
- Координация индивидуальной работы всех лиц, заинтересованных в результатах высокомотивированного учащегося;
- обеспечение необходимого круга общения для высокомотивированного учащегося;
- обеспечение высокого уровня консультирования через использование различных приёмов и методов, онлайн-консультации, консультации через мобильные приложения и т.д.;
- осуществление связи с родителями высокомотивированного учащегося.
10. Деятельность учителя-предметника
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов.
Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учащихся.
Разработка гибких индивидуальных программ развития высокомотивированного учащегося.
Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).
Организация субъект-субъектного сотрудничества в рамках учебного занятия.
Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся.
Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.
Формирование коммуникативных навыков, способности включать и инициировать учебное сотрудничество.
Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.
Учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.
Учёт интересов высокомотивированного учащегося и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учащимся.
Содействие изучению способов получения знаний.
Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.
Поддержание стремления к самостоятельности в учении.
Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
Содействие развитию рефлексии.
11. Деятельность классного руководителя
Проведение целенаправленных наблюдений за внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка.
Планирование системы внеклассной воспитательной работы в рамках возможностей самореализации учеников.
Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребёнка и обеспечивающей возможность её удовлетворения (прогулки, посещение социокультурных учреждений, экскурсии и т.п.).
Проведение различных внеурочных мероприятий (предметных недель, конкурсов, олимпиад и т.п.), позволяющих ребёнку проявить свои способности.
12. Деятельность педагога-психолога
Проведение работы по выявлению одарённых и высокомотивированных учащихся.
Осуществление диагностики прогноза и проектирования развития одарённого ребёнка.
Проведение психологической диагностики личностных особенностей учащихся (видов внимания, памяти, определение типов учеников с учётом модальности, доминирование полушарий головного мозга).
Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости, в единстве с такими видами деятельности, как знакомства с имеющимся практическим опытом поданному направлению; длительное наблюдение за корреляцией между результативностью и итогами тестирования и успехами в реальной деятельности.
Взаимодействие с учителем-предметникомпо развитию психических функций высокомотивированного и одарённого учащегося (память, внимание, мышление).
Участие в разработке индивидуальных программ развития высокомотивированных и одарённых учеников.
Индивидуализированная психологическая поддержка и помощь с учётом своеобразия личности каждого одарённого ребёнка.
Коррекция эмоциональных состояний учащихся.
13. Ожидаемые результаты
Создание творческой развивающей образовательной среды в учреждении образования.
Обеспечение развития потенциальных способностей одарённых и высокомотивированных учащихся.
Совершенствование работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися.
Увеличение числа своевременно выявленных одарённых учеников.