Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Единые дни информирования для педагогов

Дата: 26 октября 2019 в 11:56, Обновлено 16 октября 2021 в 12:44
Автор: Ким С. В.

ПЛАН ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Берёзовки»  

на 2021/2022 учебный год

Протоколы ЕДИ в трудовом коллективе сентябрь - октябрь 2019-2020.docx

Протоколы ЕДИ в трудовом коллективе ноябрь - декабрь 2019-2020.docx

Протоколы ЕДИ в трудовом коллективе январь - февраль 2019-2020.docx

 

Тематика и материалы к единому дню информирования

2021 год

Сентябрь
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
  • КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
Январь


 2020


Темы на октябрь:

Республика Беларусь – социальное государство: сущность и основные направления государственной социальной политики (2020-10-14)


Темы на сентябрь:

Информационные технологии дестабилизации Социально-психологические инструменты управления массовыми протестами Цветные революции: дестабилизация через «демократизацию» Технологии дестабилизации общественно-политических процессов: белорусский кейс


Темы на июль:

Республика Беларусь: уверенным шагом по пути независимости

Социально-экономическое развитие Гродненской области 2016-2019 гг.

Безопасность на воде в летний период

Всемирный день без табака 2020 года


Темы на июнь:

Республика Беларусь: уверенным шагом по пути независимости

Социально-экономическое развитие Гродненской области за 2015-2020 годы в цифрах и фактах 

Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних

«Влияние пьянства и алкоголизма на здоровье населения»

Профилактика преступлений, связанных с неправомерным завладением реквизитами пластиковых банковских карт и хищением средств с карт-счетов граждан, а также в сфере высоких технологий

Темы на май:

Итоги социально-экономического развития  январь-март   2020

Материал к теме по обеспечению безопасности детей 2020

материал по теме СПИД

Погода в кармане приложение


Темы апрель 2020 года

Coronavirus - poster МЗРБ ЮНИСЕФ.jpg

мойка рук.jpg

АНКЕТА новая.pdf

ЕДИ Борщевик.pdf

ИПГ апрель 2020.pdf

История фестиваля.pdf

Памятка для прибывших.pdf

Памятка для работодателя.pdf

Темы.pdf


Темы март 2020 года 

О мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков

Профилактика пожаров в жилом секторе

Социально-экономическое состояние регионов и перспективы их развития


Темы февраль 2020 года

Материал к теме: «Об итогах социально-экономического развития Гродненской области в 2019 году и перспективах развития в 2020 году»


Материал к теме: «Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних».

Транспортный комплекс Республики Беларусь: состояние и перспективы его развития. 

Материалы к теме: «Профилактика киберпреступлений, ответственность граждан за их совершение»

Темы январь 2020 года

Материалы ЕДИ январь 2020

Заработная плата

_______________________________________________________________________________________________ 

2019

Темы декабрь 2019 года

ТРАДИЦИИ СУВЕРЕННОЙ БЕЛАРУСИ - МАТЕРИАЛЫ для членов информационно-пропагандистских групп 

Материал к теме: «О возможных схемах работы мошенников и рекомендации по выявлению злоумышленников»

Материал к теме: «О мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»


Темы единого дня информирования населения ноябрь 2019 года

Материал дополнительной темы ноябрь 2019

Материал к теме Иоги социально-эконом развития Гродненской области за 9 мес

Материал к теме об ответственности родителей за воспитание детей, обеспечение их безопасности

Материал основной темы ЕДИ ноябрь 2019

Материал по профилактике ВИЧ

Темы единого дня информирования населения октябрь 2019 года

Материал основной октябрь 2019


Темы единого дня информирования населения сентября 2019 года

Материал к теме здоровый образ жизни

Материалы по природоохране

Материалы республиканские Перепись сентябрь 2019


Темы единого дня информирования населения август 2019 года

Материал по основной теме республиканский август 2019

Материалы дополнительной темы республиканские август 2019 профилактика наркомании

Материал по 75 лет области август ЕДИ

Материал по итогам социально-экономического развития  1 пол. 2019 г

Материалы по предупреждению пьянства


Темы единого дня информирования населения 18 июля 2019 года

Районный материал по теме «О профилактике производственного травматизма»

Тема: «О профилактике производственного травматизма»

Тема: «Беларусь спортивная. Итоги II Европейских игр»


ПОБЕДА. НЕЗАВИСИМОСТЬ. ПАМЯТЬ. (к 75-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков)

Материал к единому дню информирования по теме: «Влияние пьянства и алкоголизма на здоровье населения»

О социально-экономическом развитии Гродненской области за январь-март 2019 года

Об итогах работы по оказанию единовременной материальной помощи, обследованию условий жизни и решению проблем ветеранов Великой Отечественной войны и некоторых категорий граждан, пострадавших от последствий войн и ходе выплат согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28 марта 2019года No118 «Об оказании единовременной материальной помощи»


Материал к теме по обеспечению безопасности детей

Материал к теме о вреде табакокурения

Материал для ИПГ май 2019

ИПГ 16 мая 2019

ЕДИ 16.05.2019


Апрель тематика

 

Материал оздоровление ЕДИ СКЛН

Материал Профилактика пожаров в весенне-летний период

Материалы Внешняя политика апрель 2019 


Материал строительство жилья март 2019 с доп

Материал по противодействию наркотикам 2019

Материал Конституция март 2019

2019 март ЕДИ график


МАТЕРИАЛ итоги соц-экон развития за 2018г

МАТЕРИАЛ к теме Налоговое стимулирование деятельности

МАТЕРИАЛ к теме О реализации Декрета № 3

МАТЕРИАЛ к теме Профилактика насилия несовершеннолетних

МАТЕРИАЛЫ для ИПГ февраль 2019


2018   Год  малой родины

Гродненский район. Итоги за 2018 год     - копия

ИПГ январь 2019


Архив 2017-2018

для членов информационно-пропагандистских групп (октябрь 2019 г.)

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений

Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Белорусского института стратегических исследований

В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от
5 августа 2019 г. № 293 и № 294 назначены выборы в Национальное собрание Республики Беларусь (на 7 ноября 2019 г. – в Совет Республики, 17 ноября 2019 г. – в Палату представителей).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «парламент – это основа будущего». Именно поэтому в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь Глава государства заявил, что «парламентарии как никто другой должны тонко чувствовать настроения общества, знать нужды избирателей, реагировать на них, работать на единую цель – построение государства для народа».

16 сентября 2019 г. на встрече с председателем Палаты представителей Национального собрания В.П.Андрейченко Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко сказал: «главное, чтобы было стабильно и во власть, в парламент, пришли вменяемые, нормальные люди, которые будут не разрушать, а созидать, и желательно на той основе, которая сегодня создана в нашей Беларуси».

Глава государства отметил, что страна нуждается в действенном, мощном Парламенте, в котором должны быть представлены все слои белорусского общества от молодежи до пожилых людей. Профсоюзные и общественные организации должны активнее выдвигать своих кандидатов и отстаивать их, а руководство принципом преемственности позволит обеспечить более профессиональную и эффективную работу Парламента.

Развитие института парламентаризма в Республике Беларусь

Институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. В Беларуси существовали почти все виды и формы представительной демократии, известные в Европе. Истоки белорусского парламентаризма берут свое начало в Полоцком вече, сеймах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Государственной думе Российской империи. В советскую эпоху народное волеизъявление осуществлялось во время проведения всебелорусских съездов Советов и созывов Верховного Совета Белорусской ССР.

Справочно.

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Хотя формально самым древним действующим до сегодняшнего дня парламентом считается исландский альтинг, впервые созванный в 930 году.

27 июля 1990 года Верховный Совет принял Декларацию «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», получившую 25 августа 1991 г. статус конституционного закона. Беларусь стала парламентской республикой. Функции Парламента в стране выполнял Верховный Совет Республики Беларусь (разделения на две палаты тогда еще не было).

Однако эффективному проведению Верховным Советом политических и экономических преобразований в республике мешало то, что исполнительная и судебная ветви власти были ему полностью подчинены и не могли принимать независимых решений. Кроме того, работу Верховного Совета дестабилизировали острая фракционная борьба и личные амбиции части депутатов.

Для создания подлинно правового демократического государства, последовательно проводящего политику в интересах народа, требовалось на практике реализовать принцип разделения властей и создать по-настоящему работоспособный представительный и законодательный орган.

Переломным моментом в новейшей истории Беларуси стал выбор народа в пользу курса, предложенного Президентом страны А.Г.Лукашенко. На состоявшемся 24 ноября 1996 г. референдуме граждане проголосовали за твердую власть, стабильность и законность. Результатами конституционной реформы явились установление оптимального разграничения полномочий между ветвями власти, создание эффективного механизма их конструктивного взаимодействия при координирующей роли Главы государства.

Создание двухпалатного Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – стало важным фактором формирования правового фундамента, обеспечившего последовательное проведение намеченных социально-экономических преобразований.

Справочно.

Практика формирования двухпалатного парламента получила широкое распространение в мире. Например, если в 70-х гг. прошлого столетия они функционировали только в 45 государствах, то к началу XXI в. – уже в 70. И это объясняется существенными преимуществами, которые продемонстрировали своей деятельностью двухпалатные парламенты по сравнению с однопалатными.

Двухпалатная модель парламента действует в таких странах, как США, Испания, Италия, Польша, Румыния, Франция и др. Из стран СНГ – в Российской Федерации, Казахстане.

В новом Парламенте были учтены интересы органов территориального самоуправления, обеспечено более полное представительство всех слоев общества, оптимизирована численность парламентариев.

Справочно.

Количественный состав высшего законодательного органа страны претерпел существенные изменения. Если изначально его численность была 485 депутатов (согласно Конституции БССР 1978 года, а после внесения в нее изменений и дополнений – 360), то ныне – 174.

Указанная норма является оптимальной, что позволяет Национальному собранию, с одной стороны, быть органом достаточно широкого представительства народа республики, с другой – работоспособным.

Благодаря продуманному разграничению полномочий палат, принимаемые решения приобрели более взвешенный и ответственный характер.

Важно также и то, что депутаты стали выполнять свои функции на профессиональной основе. По-настоящему заработали постоянные комиссии Палаты представителей. На их долю сегодня приходится основная часть всей законотворческой деятельности, что позволяет снять большинство дискуссионных вопросов еще до начала обсуждения законов в Овальном зале.

Особую роль в определении принципов работы Парламента, оптимизации подходов к организации законодательной деятельности играет позиция Главы государства. Ежегодные послания Президента страны белорусскому народу и Национальному собранию, его регулярные встречи с депутатами стали определяющими факторами развития белорусского парламентаризма. По инициативе белорусского лидера законотворческий процесс стал осуществляться на плановой основе.

Усилиями парламентариев всех созывов в стране создана качественно новая законодательная база (которая включает на сегодняшний день более 2000 законов), учитывающая отечественный и зарубежный опыт. Принятые законы охватывают все сферы жизнедеятельности государства и общества. Важнейшими чертами законодательного процесса стали социальная направленность и эволюционный подход к регулированию правовых отношений.

Национальное собрание Республики Беларусь

Правовую основу деятельности Национального собрания Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», а также регламенты палат Парламента.

Согласно Конституции Республики Беларусь (статья 90) Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь. Это представительный и законодательный орган страны, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года. В настоящее время работают Палата представителей и Совет Республики шестого созыва.

В составе Палаты представителей – 110 депутатов (председатель – В.П.Андрейченко). Они избираются гражданами на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может стать гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Справочно.

В составе действующей Палаты представителей 16 депутатов от 5 политических партий – Белорусской патриотической партии (3 депутата), Коммунистической партии Беларуси (8), Либерально-демократической партии (1), Объединенной гражданской партии (1) и Республиканской партии труда и справедливости (3).

Являлись руководителями 40 депутатов, 22 – заместителями руководителей организаций, 7 – руководителями местных представительных, исполнительных и распорядительных органов. 27 депутатов были депутатами Палаты представителей пятого созыва, четыре депутата  членами Совета Республики пятого созыва.

Награждены орденами и медалями 34 депутата, 4 имеют почетное звание, 15 – ученую степень.

Среди депутатов есть юристы, экономисты, педагоги, инженеры, агрономы, военнослужащие, врачи, деятели культуры, известные спортсмены, представители иных профессий.

Если в первом созыве Палаты представителей (1996–2000 годы) было только 5 женщин, то сегодня 38 (34,5% от общего числа депутатов).

Совет Республики является палатой территориального представительства (председатель – М.В.Мясникович). Полный состав верхней палаты – 64 человека. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов – назначаются Главой государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Справочно.

В Совет Республики шестого созыва избрано 56 членовдва назначены Президентом Республики Беларусь. Обеспечена преемственность в деятельности сенаторского корпуса: 8 членов Совета Республики нового состава работали в предыдущих созывах.

Традиционно в Совет Республики избираются наиболее авторитетные представители белорусского общества.

Награждены государственными наградами 25 членов Совета Республики, 10 имеют почетные звания, 15 – ученую степень и ученое звание, в их числе 4 члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси. 6 членов Совета Республики  руководящие работники местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, 4 – ректоры учреждений высшего образования.

Многообразно профессиональное представительство: 10 – работники промышленности, транспорта и строительства, 10 – аграрного сектора и лесного хозяйства, 6 – сферы образования и науки, 19  представители общественных объединений и социально-культурной сферы.

В состав Совета Республики избраны 17 женщин (30 %).

В Конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает порядок работы в принимаемом ею регламенте. Общий орган палат отсутствует.

Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний (например, во время обращений Президента Республики Беларусь с ежегодными посланиями к белорусскому народу и Парламенту, заслушивания отчетов Правительства).

Палата представителей и Совет Республики избирают постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания. Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут входить в состав только одной из постоянных комиссий. Председатели палат Национального собрания и их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий.

Справочно.

Палатой представителей сформировано 14 постоянных комиссий, Советом Республики – 5 постоянных комиссий.

При необходимости палаты Национального собрания вправе создавать временные комиссии, деятельность которых регламентируется решениями соответствующих палат Национального собрания.

Для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, организации работы постоянных комиссий и иных органов палат Парламента создаются Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики.

При Совете Республики осуществляет деятельность Совет по взаимодействию органов местного самоуправления (далее – СВОМС). СВОМС является коллегиальным совещательным органом, осуществляющим разработку предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления и координирующим вопросы взаимодействия между ними и органами государственного управления. Решения СВОМС имеют рекомендательный характер.

Конституция Республики Беларусь относит к компетенции Палаты представителей рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, дачу согласия Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства и некоторые другие вопросы.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка, избирает шесть судей Конституционного Суда, а также шесть членов Центральной комиссии, рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение, рассматривает другие вопросы.

К общей компетенции палат Парламента относятся делегирование Главе государства законодательных полномочий, рассмотрение временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона, внесение Президенту Республики Беларусь предложения о проведении республиканского референдума, заслушивание ежегодных посланий Президента Республики Беларусь Парламенту.

Ключевые направления деятельности Национального собрания Республики Беларусь

Главное направление деятельности парламентариев – принятие законовВ основу текущего законотворческого процесса положено законодательное обеспечение приоритетов социально-экономического развития страны.

Справочно.

В период работы Парламента Республики Беларусь шестого созыва принято около 250 законов, в том числе более 130  законы, выражающие согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров.

Совершенствование законодательства в инвестиционной, бюджетно-налоговой, финансовой сферах, отраслях реального сектора и сфере оказания услуг было направлено на создание конкурентоспособной экономики и снижение ее уязвимости к воздействию внешних конъюнктурных факторов. Принятие новой редакции Налогового кодекса позволило систематизировать новации в сфере налогообложения, упростить налоговое законодательство и усовершенствовать налоговую систему в целом.

Изменения, внесенные в законы «О социальном обслуживании», «О пенсионном обеспечении» и «О ветеранах», направлены на обеспечение благосостояния народа, повышение уровня и качества его жизни. В целях усиления социальной поддержки семей принята новая редакция Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Проведена большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и своевременности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению.

Совершенствованию правового регулирования отношений по защите прав граждан и организаций в области жилищных отношений будет способствовать новая редакция Жилищного кодекса.

Принятым в сфере информации, информатизации и защиты информации Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» расширяются возможности использования электронных документов, исключаются излишние процедуры в отношении таких документов и электронных цифровых подписей, предусмотрена возможность признания на территории Республики Беларусь иностранного сертификата открытого ключа.

Депутатским корпусом шестого созыва усовершенствовано законодательство о транспорте, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о научной, научно-технической, инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, в сфере физической культуры и спорта.

Проведена корректировка административного и уголовного законодательства: нацелена на гуманизацию законодательства, снижение ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности и реализацию решений Конституционного Суда Республики Беларусь, положений международных договоров.

В сфере конституционного законодательства принята новая редакция Кодекса о судоустройстве и статусе судей и внесены корректировки в Закон «О конституционном судопроизводстве» в связи с образованием единой системы судов во главе с Верховным Судом.

Изменения в законы «Об основах административных процедур» и «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» направлены на более полное обеспечение прав и законных интересов граждан, повышение качества работы государственных органов, иных организаций.

Задачи, которые будут стоять перед вновь избранным составом парламента. Главная задача – обеспечение преемственности политического курса, целью которого является устойчивое развитие суверенного белорусского государства, динамичное развитие экономики и рост благосостояния граждан.

Основными задачами в сфере законотворчества станут:

законодательное обеспечение реализации программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы;

участие в выработке стратегии социально-экономического развития страны на очередное пятилетие и ее законодательное сопровождение;

реализация поручений Главы государства.

Основные задачи в области международной деятельности:

повышение имиджа Республики Беларусь на международной арене;

активное продвижение в международном парламентском сообществе идей интеграции интеграций и других стратегических инициатив Главы государства, направленных на формирование новой архитектуры международных отношений на принципах равноправия, добрососедства, взаимного доверия и эффективного экономического сотрудничества;

отстаивание и продвижение национальных экономических интересов на внешних рынках.

Как правило, основная часть кропотливой работы депутата не видна, а поэтому зачастую оказывается недооцененной. В этой связи новому составу Палаты представителей следует на деле продемонстрировать важность и эффективность данного института.

Обеспечение парламентариями прав, свобод и законных интересов избирателей. Ежемесячно для работы в избирательных округах депутаты отводят не менее трети своего рабочего времени. Основными и наиболее важными формами этой деятельности являются проведение личных приемов, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц (более полную информацию о работе парламентариев можно увидеть на официальном сайте Палаты представителей http://www.house.gov.by/ru).

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить примеры депутатской деятельности применительно к конкретному избирательному округу.

Справочно.

Депутатами Палаты представителей шестого созыва проведено более 10 тыс. встреч в трудовых коллективах, организовано свыше 7 тыс. приемов граждан, в том числе выездных, принято более 30 тыс. человек, рассмотрено свыше 25 тыс. обращений.

Членами Совета Республики шестого созыва – более 3,6 тыс. личных приемов (из них более 1,2 тыс. выездных), в ходе которых принято более 10 тыс. человек, рассмотрено более 15 тыс. обращений.

Парламентарии приняли участие более чем в 3,2 тыс. заседаниях местных исполнительных комитетов, около 2 тыс. сессий местных Советов депутатов и заседаний президиумов Советов депутатов.

Благодаря тесному взаимодействию с местными органами власти, руководством ведущих предприятий и структурами гражданского общества значительная часть вопросов, поднимаемых в обращениях граждан, решается непосредственно в ходе приема. Обращения, требующие более детальной проработки, оперативно направляются в компетентные органы и организации. Рассмотрение таких обращений берется на депутатский контроль. Часть проблем ложится в основу вопросов, которые парламентарии адресуют членам Правительства на совместных заседаниях палат Парламента.

Работая в тесном контакте с местными органами власти, депутаты приоритетное внимание уделяют решению насущных экономических задач, вопросам поддержки предприятий и создания новых рабочих мест, развития социальной инфраструктуры и сохранения историко-культурного наследия.

Одно из принципиальных направлений этой деятельности – поддержка конструктивных общественных инициатив и мобилизация граждан на решение задач, которые не требуют помощи государства. Особая забота депутатов – обеспечение поддержки наименее защищенных слоев населения (многодетных семей, пенсионеров, ветеранов, сирот, людей с ограниченными возможностями).

Важнейшими задачами депутатов являются поддержание и развитие общественно-политического диалога в целях сохранения народного единства, социальной солидарности, повышения правовой, экономической и политической культуры населения. Используя трибуну средств массовой информации, парламентарии активно включаются в дискуссии по самым острым вопросам, волнующим избирателей, информируют население о реализации государственной политики, мерах, принимаемых органами власти по обеспечению устойчивого развития страны, разъясняют действующее законодательство и привлекают граждан к участию в общественной экспертизе законопроектов, имеющих принципиальное значение для государства и общества. Периодически, не реже одного раза в год, парламентарии отчитываются перед избирателями округа о проделанной работе, ходе выполнения предвыборных программ, текущей деятельности Палаты представителей.

Особое место в депутатском графике занимает общение с представителями молодого поколения. Стало доброй традицией проведение информационных встреч с учащимися, студентами и рабочей молодежью в Палате представителей. Немаловажное значение также придается привлечению молодых людей к участию в инициируемых парламентариями гражданско-патриотических, культурно-спортивных и благотворительных акциях.

Результаты изучения ситуации на местах, общественного мнения, итоги работы с обращениями граждан и юридических лиц подвергаются детальному анализу и кладутся в основу предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего различные сферы общественных отношений. Зачастую многие законопроекты идут от самих людей, избирателей.

Международная и межпарламентская деятельность Национального собрания Республики Беларусь

Для осуществления контактов с парламентами и органами управления иностранных государств, межпарламентскими и международными организациями из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики могут формироваться постоянно действующие делегации и рабочие группы.

Справочно.

В Национальном собрании Республики Беларусь шестого созыва сформировано 78 рабочих групп по сотрудничеству с парламентами иностранных государств, 13 делегаций для осуществления взаимодействия с международными парламентскими организациями, в семи из которых Парламент Республики Беларусь имеет статус полноправного члена.

Действуют три межпарламентские комиссии по сотрудничеству с Национальным Собранием Республики Армения, Верховной Радой Украины и Народным собранием Сирийской Арабской Республики, а также специализированные парламентские рабочие группы по достижению Республикой Беларусь Целей устойчивого развития, по вопросам присоединения Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации, по делам белорусов зарубежья, по изучению проблематики смертной казни как инструмента наказания, применяемого в Республике Беларусь.

Международно-договорная база межпарламентского сотрудничества пополнилась новыми документами о двустороннем сотрудничестве с парламентами 12 государств (Азербайджан, Грузия, Египет, Иран, Индия, Китай, Малайзия, Пакистан, Польша, Судан, Турция, Швейцария) и насчитывает около 50 международных договоров.

По приглашению Парламента Республики Беларусь нашу страну с визитами посетило более 30 парламентских делегаций иностранных государств и международных организаций, включая как традиционных партнеров по СНГ, так и ведущих стран Европы и Азии. В свою очередь расширилась география поездок белорусских парламентариев (их принимали более чем в 40 странах).

Международные контакты депутатов Палаты представителей наряду с парламентской составляющей были направлены на продвижение интересов Республики Беларусь за рубежом в торгово-экономической, инвестиционной, образовательной, культурной, туристической и других областях.

Важным направлением международной деятельности Палаты представителей является работа в международных парламентских организациях.

Справочно.

В положительную сторону изменился формат и тональность диалога с Парламентской ассамблеей Совета Европы, Парламентской конференцией Балтийского моря. Имеются хорошие наработки в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентской Ассамблее Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (МПА АСЕАН), Латиноамериканском Парламенте.

Традиционно особое внимание уделяется сотрудничеству в рамках интеграционных образованийсозданных на постсоветском пространстве.

В центре внимания сессий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России всегда были вопросы углубления сотрудничества двух стран, в том числе в сфере обеспечения прав граждан двух государств и торгово-экономического взаимодействия, реализация приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы, а также бюджетные вопросы.

Справочно.

В ходе прошедшей 17 июня 2019 г. пятьдесят шестой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в г. Минске, белорусская сторона четко заявила о своих приоритетах в экономической интеграции с Россией.

В зоне повышенного внимания находится работа делегаций Национального собрания Республики Беларусь в Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ (далее – МПА СНГ) и Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности (далее ПА ОДКБ).

Справочно.

Парламентарии принимали участие в подготовке более 50 проектов модельных законов и рекомендаций МПА СНГ и ПА ОДКБ, осуществляли мониторинг военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности, обсуждали актуальные вопросы обеспечения международного мира и безопасности, соблюдения прав человека, борьбы с терроризмом, незаконной миграцией и торговлей людьми, защиты окружающей среды, формирования глобального партнерства в целях устойчивого развития.

На протяжении последних лет на качественно новый уровень вышло взаимодействие с законодательными органами ряда государств (Китай, Турция, Грузия, Латвия, Азербайджан), расширены контакты со странами ближневосточного региона (Иран и Пакистан).

О возросшем международном авторитете Республики Беларусь красноречиво свидетельствует и тот факт, что 26-я ежегодная сессия ПА ОБСЕ была проведена в г.Минске (июль 2017 г.). Благодаря работе белорусских парламентариев на международной арене, наша страна укрепила свои позиции в ПА ОБСЕ (депутаты Палаты представителей подготовили три резолюции, которые были приняты ПА ОБСЕ).

Справочно.

В рамках 26-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ приняли участие делегации из 55 государств  членов ОБСЕ и четырех стран  партнеров ОБСЕ. Общее количество участников составило порядка 600 человек.

Парламентские выборы-2019

Правовую основу белорусской избирательной системы составляют Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.

Порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь отвечает мировой практике. Как правило, нижние палаты парламентов формируются путем всеобщих и прямых выборов.

Справочно.

Выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании. Порядок формирования Совета Республики сочетает элементы выборности и назначения.

Выборы депутатов Палаты представителей проводятся по одномандатным избирательным округам. От каждого избирательного округа избирается один депутат.

Справочно.

В региональном разрезе избирательные округа выглядят следующим образом: в Брестской области – 16; в Витебской области – 14; в Гомельской области – 17; в Гродненской области – 13; в Минской области – 17; в Могилевской области – 13; в городе Минске – 20.

Средняя численность избирателей на округ – 62 934 чел.

Подготовку и проведение выборов депутатов Палаты представителей, обеспечивают Центральная комиссия, а также избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей.

Гражданин может выдвигаться кандидатом в депутаты только по одному избирательному округу. Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей принадлежит трем субъектам.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими органами политических партий. Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу только одного кандидата в депутаты из числа членов этой политической партии. Выдвижение от трудовых коллективов осуществляется на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах.

Выдвижение кандидата путем сбора подписей осуществляется инициативной группой (в количестве не менее 10 человек). Такого кандидата должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в избирательном округе.

Справочно.

Всего в Республике Беларусь зарегистрировано 487 инициативных групп граждан по сбору подписей. В разрезе областей: больше всего инициативных групп зарегистрировано в г.Минске – 139, Минской области – 74, Могилевской – 62, Брестской – 61, Гомельской – 54, Витебской – 53, Гродненской – 44.

Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты Палаты представителей, представляет в окружную комиссию документы, необходимые для его регистрации кандидатом. Перечень этих документов содержится в Избирательном кодексе Республики Беларусь (подробная информация по подготовке и проведению выборов в Национальное собрание содержится на официальном сайте Центральной комиссии: http://www.rec.gov.by/).

После регистрации кандидатов в депутаты начинается период предвыборной агитации. В Избирательном кодексе указаны три основные формы предвыборной агитации: через средства массовой информации, путем проведения встреч с избирателями, в том числе массовых мероприятий, и путем выпуска и распространения печатных агитационных материалов. Вместе с тем закон не ограничивает агитационную деятельность кандидатов и иных субъектов предвыборной агитации только возможностью использования указанных форм.

Всем кандидатам в депутаты Палаты представителей предоставляется право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радио, на участие в теледебатах, на бесплатное опубликование в печати своей предвыборной программы. Количество и продолжительность выступлений кандидатов по государственному телевидению и радио определяет Центральная комиссия.

Кандидаты в депутаты и их доверенные лица в целях осуществления предвыборной агитации могут проводить массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в уведомительном порядке.

Расходы по подготовке и проведению выборов депутатов Палаты представителей осуществляются за счет средств республиканского бюджета, а также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан Республики Беларусь, которые вносятся во внебюджетный фонд, создаваемый Центральной комиссией для дополнительного финансирования расходов. Кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов по предвыборной агитации.

Справочно.

Собственные избирательные фонды кандидаты могут формировать в размере не более 1000 базовых величин (до 25500 рублей). Причем кандидат вправе сформировать этот фонд полностью за счет своих собственных средств. Граждане Беларуси могут осуществлять добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов в размере не более 5 базовых величин (до 127,5 рубля), юрлица – до 10 базовых величин (до 255 рублей). В этом году средства в избирательные фонды кандидатов в депутаты можно перечислять через интернет-банкинг.

Государство берет на себя расходы по изготовлению общих плакатов с биографическими данными о кандидатах и информационных материалов о кандидатах, которые направляются избирателям, бесплатно предоставляет кандидатам помещения для встреч с избирателями.

Важной стадией кампании по выборам депутатов Палаты представителей является голосование и подсчет голосов избирателей. Для обеспечения реализации избирательных прав граждан, которые не будут иметь возможности в день выборов прибыть на участок для голосования, законодательством предусмотрено досрочное голосование в течение пяти дней до выборов, а также голосование по месту нахождения граждан (которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут прийти в день выборов в помещение для голосования). Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами страны.

Значимость участия граждан в избирательной кампании. Выборы являются частью механизма, позволяющего улучшить жизнь людей. Поэтому можно выделить ряд причин, почему важно идти на участки для голосования.

Во-первых, право избирать и быть избранным закреплено в Конституции Республики Беларусь (статья 38). Это право дает возможность каждому гражданину участвовать в процессе управления государством, а также оказывать влияние на власть.

Во-вторых, реализуя избирательное право, граждане делегируют народному избраннику полномочия по решению важных государственных вопросов, тем самым демонстрируя свое доверие.

В-третьих, участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, которая достойна уважения.

Четвертая причина – ответственность. Каждый избиратель несет ответственность за то, что происходит сейчас и будет происходить в дальнейшем как в республике, так и в отдельно взятом населенном пункте в ближайшие несколько лет.

Справочно.

Улучшатся условия для избирателей с ограниченными физическими возможностями. Будут изготовлены специальные кабины для голосования, оборудованные низким столом, чтобы можно было проголосовать гражданину в инвалидной коляске. Такими кабинами могут воспользоваться и пожилые люди.

Телекомпании будут транслировать выступления кандидатов с субтитрами для слабослышащих избирателей или сурдопереводом. Как и ранее, обязательно будут предусматриваться трафареты для самостоятельного голосования слепых граждан, а также предоставляться лупы для слабовидящих.

Еще одной из новаций текущих выборов стала разработка мобильного приложения к смартфонам, которое будет действовать по всей стране. Избиратель сможет определить округ и местонахождение своего участка.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Избранным считается кандидат в депутаты Палаты представителей, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

*****

Ключевая роль на выборах любого уровня отводится избирателям. Голосуя, неравнодушные и активные граждане определяют будущее страны. Именно от жителей республики зависит в каком направлении будет развиваться Беларусь.

Не случайно предстоящие выборы Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко назвал «экзаменом не только для кандидатов в депутаты и всей вертикали власти, но и для каждого избирателя».

Приглашаем всех граждан избирателей принять активное участие в голосовании. Воспользуйтесь своим конституционным правом, придите на избирательные участки и сделайте свой выбор.

 Материалы ИПГ сентябрь 2019 .docx

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп (сентябрь 2019 г.)

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ:

ВЗГЛЯД НА НАСТОЯЩЕЕ – ШАГ В БУДУЩЕЕ!

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений

Национального статистического комитета Республики Беларусь

Перепись населения – это общенациональное мероприятие, участие в котором принимают все лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в государстве на определенную дату. Ее часто называют коллективным портретом всей страны

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384 «О проведении в 2019 году переписи населения Республики Беларусь» очередная перепись населения в Беларуси пройдет
с 4 по 30 октября 2019 г.

Перепись – 2019 станет третьей с момента обретения Республикой Беларусь независимости (предыдущие проводились в 1999 и 2009 годах).

Глава государства поручил провести перепись на международном уровне, но при максимальном снижении затрат: «В стране достаточно сил и средств, чтобы сделать все качественно и вовремя, однако главное – подойти к вопросу по-земному и по-хозяйски».

Мировой опыт проведения переписей населения

Учет населения имеет многовековую историю. Переписи населения проводились еще в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. В Древнем Риме регулярный учет населения (т.н. цензы) проводился с 435 года до н. э. В США полная перепись населения была впервые проведена в 1790 году.

В настоящее время в зависимости от метода сбора данных существуют три основных подхода к проведению переписей:

  • традиционная перепись – проведение сплошного опроса населения на всей территории страны в короткий срок от нескольких дней до нескольких недель. В Италии, Великобритании, Ирландии, Словакии, Португалии и некоторых других странах Европы переписчики раздают анкеты населению и собирают их после заполнения. В Греции, Албании, Черногории, Хорватии анкету заполняет переписчик;
  • перепись населения с использованием регистров (данных из административных источников). Население непосредственно в процедуре переписи не участвует. Этот метод позволяет оптимизировать затраты на проведение переписи, однако имеет недостатки: дефицит информации, необходимой для получения отдельных характеристик населения (например, фактическое место проживания человека). Перепись на основе регистров проводят в основном Скандинавские страны, а также Австрия;
  • комбинированная перепись – опрос всего населения  проводится в сочетании с данными регистров. Комбинированная перепись проводилась в 2011 году в Испании, Эстонии, Италии, Латвии, Литве и Чехии. Данный подход будет применен и в Республике Беларусь.

Справочно.

По данным совместного исследования Европейской экономической комиссии ООН и Статистического отдела ООН, в раунде переписей 2010 года в Европе 21 страна провела традиционную перепись, 5 использовали только регистры, 13 – комбинированную перепись с предоставлением респондентам возможности заполнения переписных листов по Интернету.

Переписные листы разных стран очень похожи. Вместе с тем в каждой стране используют свои приемы в подготовке к переписи, свои методы работы с населением, учитывая национальные особенности и традиции общества.

Справочно.

Перепись населения в Италии исследовала, в том числе, количественные и качественные характеристики иммигрантов (типы их семей, наличие несовершеннолетних, уровень образования, квалификация, условия проживания, время и причина переезда на жительство в Италию).

В Польше каждый поляк обязан дать полные и правдивые ответы на вопросы переписной анкеты. За отказ представить информацию грозит штраф, а за представление ложных сведений – наказание вплоть до лишения свободы. Переписчикам запрещается спрашивать о вероисповедании, политических взглядах, доходах или состоянии здоровья.

В США, согласно Конституции, по результатам переписи осуществляется перераспределение мест в Палате представителей Конгресса.

В развитых странах мира эксперты единодушны во мнении, что выгоды, которые можно получить от переписи населения, значительно превышают затраты на ее проведение.

Сведения о прошлых переписях белорусского населения

Первые данные об учете населения на территории современной Беларуси относятся к XI – XIII векам. В XVI веке в городах Беларуси (как и во многих населенных пунктах Речи Посполитой) была принята церковная регистрация рождений, браков, смертей, что способствовало упорядочению учета населения. После вхождения Беларуси в состав Российской империи население белорусских губерний стало учитываться с 1811 года.

Белорусское население переписывали уже десять раз.

Первая и единственная Всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля 1897 г. Были учтены жители Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и Виленской губерний (5 886 тыс. человек).

Вторая перепись белорусского населения, которая стала первой советской переписью, была проведена в августе 1920 г., но гражданская война не позволила получить достоверную информацию по региону.

Третья перепись населения прошла в декабре 1926 г. и стала первой Всесоюзной переписью, в ходе которой собирались сведения о каждом человеке. Полная обработка данных была закончена в 1928 году. В нашей республике насчитывалось 4 925 тыс. человек. Материалы переписи были широко использованы при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства БССР, планов ликвидации неграмотности населения.

Перепись, проведенная в 1937 году, была однодневной. По мнению советского руководства, она должна была подтвердить серьезные успехи, достигнутые страной в демографической, социальной и экономической сферах. Однако результаты переписи показали обратное. Ее данные не были  опубликованы, а организаторы – репрессированы. Лишь в начале 1990-х годов была доказана точность учета населения при проведении переписи в 1937 году.

В январе 1939 года была проведена четвертая перепись населения, но ее итоги были опубликованы только в 1980-е годы, так как начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов. Численность жителей БССР составила 5 270 тыс. человек.

Первая послевоенная перепись населения была проведена в январе 1959 года. Численность населения республики составила 8 056 тыс. человек.

При проведении переписи 1970 года, по результатам которой численность населения Беларуси составила 9 млн. человек, впервые проводилось выборочное (25%) наблюдение постоянно проживающего населения. Задавался вопрос о национальности, иностранцам необходимо было указать гражданство, в городах с населением свыше 500 тыс. жителей учитывалась маятниковая миграция (регулярные поездки из одного населенного пункта (места жительства) в другой на работу или учебу и обратно), впервые после войны включили вопрос к женщинам о количестве рожденных ими детей.

Отличительной особенностью переписи населения, проведенной в 1979 году, стало использование ЭВМ при обработке материалов. По итогам данной переписи население Беларуси составило 9 533 тыс. человек.

В перепись 1989 года впервые были включены вопросы о жилищных условиях граждан. Считывание информации с переписных листов проводилось специальными сканерами. Численность населения республики составила 10 152 тыс. человек.

В суверенной Республике Беларусь первая перепись населения прошла в январе 1999 г. Численность населения составила 10 045 тыс. человек.

Следующая перепись, проведенная в октябре 2009 г., показала результат 9 503 тыс. человек.

Значимость проведения переписи населения

для белорусского государства

Цель переписи – получение актуальной информации о населении Республики Беларусь, необходимой для разработки параметров и программ социально-экономического развития страны, текущих расчетов и прогнозирования численности и состава населения, изучения размещения и использования трудовых ресурсов, а также научных исследований.

Перепись населения является фактически единственным инструментом, который позволяет получить сведения о численности и структуре населения всей страны и каждой ее административно-территориальной единицы в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его уровнем образования, миграционной активностью.

Уникальность данных, получаемых в ходе переписей населения, заключается в том, что их нельзя получить при текущем демографическом учете либо из административных источников. Например, только по данным переписи населения можно узнать какие национальности у нас проживают и сколько их, число семей и домашних хозяйств, их состав и жилищные условия.

Справочно.

По данным переписи населения 2009 года, в Республике Беларусь проживало около 140 национальностей, из них белорусы составляли 83,7%. В десятку с наибольшей численностью входили русские, поляки, украинцы, евреи, армяне, татары, цыгане, азербайджанцы и литовцы. Число семей в республике составило 2 691,2 тыс., из них многодетных семей, имеющих в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, – 62,5 тыс.

Данные переписи отражают важные изменения, произошедшие в стране в межпереписной период.

Справочно.

К примеру, итоги переписи населения 2009 года свидетельствуют о росте уровня образования жителей страны – почти 19% населения республики имели высшее образование, тогда как в 1999 году – только 14%. Доля населения, имеющего общее начальное образование, за этот период сократилась с 13,7% до 6,1%.

Миграционные процессы привели к увеличению численности представителей отдельных национальностей. Так, по сравнению с данными переписи населения 1999 года численность китайцев, постоянно проживающих на территории республики, выросла более чем в 20 раз, арабов – в 2,7 раза, туркмен – в 2,9 раза.

Перепись населения важна не только для государства, но и для каждого человека в отдельности.

Без сведений о количестве людей, проживающих на конкретной территории, их образовании, профессиональной подготовке, численности трудоспособного населения, детях дошкольного и школьного возраста невозможно определить объемы финансирования социальных выплат, потребности в воспитателях, учителях, врачах и т.д.

Справочно.

Данные переписи используются при проведении анализа и оценок выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, государственных программ о социальной защите и содействии занятости населения, по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь», «Образование и молодежная политика», «Комфортное жилье и благоприятная среда» и др. (см.: http://www.economy.gov.by/ru/gos-progr-2016-20-ru/).

Итоговые данные переписи населения – богатейший источник информации, который используется всеми субъектами общественных отношений – государственными и общественными организациями, участниками бизнес-сообщества.

Справочно.

Например, предприниматель должен иметь полную картину развития региона прежде чем создавать свой бизнес.

Учет белорусской стороной международных стандартов.

Нормативная правовая база переписи населения 2019 года

Данные переписи приобретают более высокую национальную, региональную и международную ценность в том случае, если могут быть сопоставимы с результатами переписей в других государствах.

В ходе подготовки и проведения переписи населения белорусские органы государственной статистики придерживаются мировых стандартов, чтобы обеспечить межстрановую сопоставимость данных и повысить качество итоговых показателей.

Практика показывает, что именно за десятилетие происходит обновление демографических и социальных характеристик общества, в связи с чем данные предыдущих переписей утрачивают свою актуальность.

Экономический и Социальный Совет ООН призывает мировое сообщество проводить национальные переписи населения в пределах одного временного периода – в годы, оканчивающиеся на «0», или как можно ближе к таким годам. Поэтому Республика Беларусь соблюдает принцип периодичности проведения переписей, принятый мировым сообществом, – один раз в десять лет.

Основными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми проводится перепись населения, являются:

  • Закон Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З
    «О переписи населения»
    ;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384 «О проведении в 2019 году переписи населения».

Справочно.

Ознакомиться с текстами нормативных правовых актов, регламентирующих проведение переписи, можно на сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь (далее – Белстат) по адресу www.belstat.gov.by в рубрике «Перепись населения 2019 года», раздел «Нормативная правовая база», а также на региональных сайтах главных статистических управлений областей и г.Минска.

Результаты переписи населения Беларуси 2019 года войдут не только в историю страны, но и станут составной частью мировой переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей населения и жилищного фонда (см.: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=E/RES/2015/10&referer=/english/&Lang=R).

Символика переписи населения 2019 года

Лозунг переписи населения Республики Беларусь 2019 года:

на русском языке

на белорусском языке

«Перепись населения: взгляд на настоящее – шаг в будущее!»

«Перапiс насельнiцтва: погляд на сучаснасць – крок у будучыню!»

Эмблема переписи населения Республики Беларусь 2019 года:

на русском языке

на белорусском языке

Изображение

Изображение

Отличительные особенности переписи населения в 2019 году

Предстоящая перепись населения является самой инновационной из всех ранее проводимых. Ее отличительной особенностью является отказ от бумажных носителей и использование современных информационных технологий. Впервые населению будет предоставлена возможность переписаться самостоятельно через Интернет.

Справочно.

Использование информационных технологий в три раза уменьшает время на заполнение переписного листа. Если раньше на это требовалось 15–20 минут, то сегодня – 5 минут.

На основании данных, представленных Государственным комитетом по имуществу и МВД Республики Беларусь, Белстатом с использованием географической информационной системы «Перепись населения» сформирован картографический материал для проведения предпереписной проверки адресного хозяйства и опроса населения.

Временный переписной персонал будет выполнять свои функции с использованием планшетных компьютеров с установленным специальным программным обеспечением, содержащим электронную карту местности и перечень вопросов переписных листов.

В целях сокращения времени опроса будет задан вопрос об идентификационном номере, на основании которого автоматически заполнится фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), дата рождения, пол и гражданство.

Изменился перечень вопросов, на которые предстоит ответить населению. В 2019 году жителям Беларуси предложат ответить по 49 пунктам вместо 37.

Помимо стандартных вопросов о демографических и социально-экономических характеристиках, впервые респондентов спросят о наличии земельных участков и выращиваемых на них культурах, а также о наличии сельскохозяйственных животных.

Справочно.

В нашей стране по сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам обеспечен сплошной учет их деятельности на основании форм государственной статистической отчетности. Поэтому в ходе переписи населения будут обследоваться только хозяйства граждан.

С целью анализа причин внутренней миграции зададут вопросы о причине прибытия в данный населенный пункт, в том числе почему респондент не работает по месту жительства.

Для изучения миграционных намерений спросят о планировании и причине выезда из Республики Беларусь, периоде, на который планируется выехать. Полученные данные будут использованы для выработки мер демографической политики с учетом тенденций международной миграции, оценки трудового потенциала, категорий выезжающего населения.

Вопрос о дополнительном обучении позволит изучить систему непрерывного образования (в частности, реализацию принципа «образование через всю жизнь») и сформировать индикатор Целей устойчивого развития «Уровень участия взрослых и молодежи в формальных и неформальных видах обучения и профессиональной подготовки в последние 12 месяцев».

Справочно.

Национальный перечень показателей Целей устойчивого развития: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/SDG/Naz_perechen_pokas_SDG/

Для получения информации о репродуктивных намерениях женщин зададут вопрос о планировании рождения детей. Данные послужат основой для разработки политики в сфере стимулирования рождаемости и выработки дополнительных мер по поддержке семей с детьми.

Государственные органы,

осуществляющие подготовку и проведение переписи населения

Подготовку и проведение переписи населения осуществляет Белстат и его территориальные органы государственной статистики (главные статистические управления областей и г.Минска, отделы статистики в районах и городах).

Создана временная республиканская комиссия по содействию переписи населения 2019 года под руководством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Турчина А.Г. Облисполкомами и Мингорисполкомом образованы временные комиссии по содействию переписи населения – 7 областных, 118 районных, 10 городских и 11 комиссий в административных районах городов Минска и Могилева.

Законодательством Республики Беларусь определены конкретные республиканские органы государственного управления, ответственные за проведение отдельных мероприятий:

  • министерства внутренних дел, обороны, по чрезвычайным ситуациям, КГБ, Госпогранкомитет проводят перепись населения, постоянно проживающего на закрытых территориях;
  • министерства здравоохранения и образования проводят перепись лиц, постоянно проживающих в специализированных учреждениях или организациях;
  • Министерство связи и информатизации организует рассылку абонентам услуг сотовой связи информационных СМС-сообщений о проведении переписи;
  • Мининформ и Национальная гостелерадиокомпания обеспечивают широкое освещение вопросов переписи населения в СМИ;
  • местные исполкомы отвечают за подбор временного переписного персонала и предоставление помещений для организации работы стационарных переписных участков, а также транспортных средств для работы временного переписного персонала;
  • территориальные органы МВД обеспечивают безопасность временного переписного персонала.

Пробная перепись населения

Со 2 по 13 октября 2017 г. на территории Молодечненского района Минской области проведена пробная перепись, опрошено более 10% населения района (отдельные микрорайоны г.Молодечно, сельские населенные пункты Лебедевского и Тюрлевского сельских советов).

В ходе пробной переписи апробированы организационные, методологические и технологические подходы к подготовке и проведению переписи населения республики в 2019 году, изучалось мнение населения о способе их участия в переписи.

 Более половины опрошенных (56,7%) указали, что будут ждать переписчика дома, порядка трети респондентов (34,4%) перепишутся через Интернет и 8,9% придут на стационарный участок.

Порядок проведения переписи – 2019

Населению будет предоставлена возможность выбрать для себя один из трех способов прохождения переписи – через Интернет, на стационарном участке или на дому:

  • с 4 по 18 октября будет проводиться интернет-перепись. Все желающие смогут самостоятельно заполнить переписные листы посредством специализированного программного обеспечения в сети Интернет. В это же время в отдельных организациях и на предприятиях будет организована работа мобильных стационарных участков;
  • с 19 по 20 октября  будет проведено уточнение адресов, по которым люди еще не переписались;
  • с 21 по 30 октября лица, которые не переписались до этого времени, смогут пройти опрос непосредственно у себя дома или на стационарном участке.

Стационарные участки будут работать в течение всего периода проведения переписи – с 4 по 30 октября, в городской местности – с 09:00 до 21:00, в сельской – с 09:00 до 19:00. Всего на территории республики будет создано 645 стационарных участков, в том числе 527 в городах и 118 в сельских населенных пунктах.

Переписчики будут совершать обход с 09:00 до 21:00 в городах и с 09:00 до 19:00 в сельских населенных пунктах.

23 августа 2019 г. Белстат запустил промосайт переписи по адресам census.by и www.перепись.бел. Полноценный переписной сайт заработает 4 октября с началом переписи. Будет открыт доступ к анкете. Для авторизации будет использоваться межбанковская система идентификации (охватывает порядка 70% населения, обладает простым механизмом регистрации). Таким образом организаторы переписи создали для респондентов максимально комфортные условия.

Сбор персональных данных о событиях, произошедших после момента счета населения (00:00 часов 4 октября 2019 г.), не осуществляется. Например, переписные листы не заполняются на детей, родившихся после момента счета населения, но заполняются на лиц, умерших после наступления момента счета населения.

В качестве временного переписного персонала планируется привлечь порядка 12,5 тыс. человек, что почти в 4 раза меньше по сравнению с численностью временного переписного персонала в 2009 году (48 тыс. человек).

Для проведения опроса переписчики должны иметь при себе удостоверение, сумку с логотипом переписи и планшет.

На период участия в переписи населения временному переписному персоналу предоставляется право бесплатного проезда на общественном транспорте при предъявлении соответствующего удостоверения и следующие гарантии:

  • от работы (учебы) на период участия в подготовке и проведении переписи населения с сохранением места работы (должности, места учебы) и среднего заработка (стипендии) по месту работы (месту учебы) за счет средств нанимателей (учреждений образования);
  • добровольное страхование от несчастных случаев.

Респондентами являются:

  • граждане Республики Беларусь;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь;
  • граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на дату проведения переписи населения, временно пребывающие на территории иностранных государств.

Респонденты имеют право:

  • знать, с какой целью собираются их персональные данные, кем и как они будут использоваться;
  • знакомиться с заполненными на них переписными листами, а при наличии ошибок (неточностей) уточнить включенные в переписные листы персональные данные в целях обеспечения их полноты и достоверности;
  • требовать от переписного персонала предъявления соответствующего удостоверения, а в случае отказа в предъявлении такого удостоверения не отвечать на вопросы, содержащиеся в переписном листе.

Респонденты обязаны:

  • не препятствовать проведению переписи населения и представлять форме переписного листа.

Для заполнения переписных листов не требуется представление каких-либо документов, персональные данные вносятся со слов респондентов либо лиц, наделенных правом их представления (родителей – в отношении несовершеннолетних детей, опекунов и попечителей – в отношении своих подопечных, совершеннолетних членов домохозяйства – в отношении временно отсутствующих лиц).

Наиболее часто задаваемые вопросы

Кого переписывают? В переписи участвуют все граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории республики на 4 октября 2019 года независимо от пола, возраста, образования или каких-либо других характеристик. Переписи также подлежат лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на дату переписи находящиеся за ее пределами менее одного года.

Что такое домохозяйство? Перед началом опроса переписчик уточнит, сколько домашних хозяйств (домохозяйств) находится в помещении. Домохозяйство – это группа лиц, которые совместно проживают в жилом помещении, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства (например, вместе питаются) либо одно лицо, живущее самостоятельно и обеспечивающее себя всем необходимым для жизни.

В состав домохозяйства могут включаться не только родственники (свойственники), но и проживающие совместно с семьей лица, не являющиеся родственниками и которые вносят свой вклад в бюджет домохозяйства (например, пожилые или другие лица, находящиеся на попечении, партнеры, проживающие совместно в гражданском браке).

В помещении может быть одно или несколько домохозяйств.

Если совместно с собственником помещения проживают лица, снимающие жилье (квартиранты), они являются членами отдельного домохозяйства.

Обязательно ли пускать переписчика в дом или квартиру? Гражданам, которые не желают, чтобы к ним пришел переписчик, предоставляется возможность переписаться через Интернет (с 4 по 18 октября) или пройти опрос на стационарном участке в период проведения переписи (с 4 по 30 октября).

Гражданам, которые предпочитают пройти опрос по месту жительства, рекомендуется обезопасить себя от лже-переписчиковпозвонив по единому номеру 8-801-100-3131 (с любого телефона звонок бесплатный) и, сообщив фамилию, имя и отчество переписчика убедиться, что этот человек вправе проводить опрос.

 Пускать или не пускать переписчика в дом или квартиру – это право гражданина. Однако, следует понимать, что при проведении опроса вне помещения, например, на лестничной клетке или на улице, рядом могут находиться посторонние люди и это затруднит обеспечение конфиденциальности персональных данных.

Если все же ситуация не позволяет пройти опрос в помещении (кто-то болеет, идет ремонт, спит ребенок), переписчик должен предложить перенести визит и согласовать его дату и время либо рекомендовать респондентам пройти опрос на стационарном участке.

О чем спросят? Перечень вопросов, по которым осуществляется сбор персональных данных, включен в вышеназванную программу переписи населения (текст документа размещен по адресу www.belstat.gov.by в рубрике «Перепись населения 2019 года», раздел «Нормативная правовая база»). Традиционно в программу каждой переписи включаются вопросы о поле, возрасте, дате и месте рождения, образовании, состоянии в браке, количестве детей, владении языками, месте жительства, жилищных условиях, благоустройстве помещений, занятости, имеющихся в 2019 году источниках средств к существованию, миграционной активности, национальной принадлежности, ответ на который респондент дает по самоопределению.

Справочно.

Никто не спрашивает, сколько денег получает (зарабатывает) респондент – речь идет только об источниках средств к существованию (заработная плата, пенсии, стипендии и др.).

Новыми будут вопросы о наличии земельных участков и сельскохозяйственных животных.

На каком языке отвечать? По желанию респондента опрос может быть проведен на русском или белорусском языке.

Как записывают данные о маленьких детях? Со слов родителей (опекунов, попечителей, совершеннолетних членов домохозяйства).

Если никого нет дома? В этом случае переписчик оставит в почтовом ящике уведомление об участии в переписи, в котором будут указаны адреса и телефоны стационарных участков, где можно пройти опрос. Такие помещения переписчик посещает до трех раз.

Можно ли не отвечать на все или отдельные вопросы? Желательно ответить на все вопросы. Непредставление  полной информации снижает качество итоговых данных. Так, отсутствие данных по людям определенного возраста или социального положения исказит информацию о структуре населения.

Будут ли сохранены в тайне персональные данные респондентов? В соответствии с Законом Республики Беларусь «О переписи населения» персональные данные являются конфиденциальными, не подлежат распространению (разглашению), в том числе представлению в государственные органы и иные организации, и используются исключительно для формирования итоговых данных.

Переписчики предупреждаются о конфиденциальности персональных данных. За несоблюдение этого требования они несут персональную ответственность.

Вопросы, устанавливающие личность респондента задаются только для того, чтобы исключить дублирование информации. В ходе обработки персональные данные обезличиваются, то есть информация, которая позволяет идентифицировать их принадлежность конкретному человеку, удаляется.

При разработке программного обеспечения по сбору, передаче и обработке данных переписи населения особое внимание уделено вопросу о защите информации. Данные, введенные переписчиком в планшет, сразу после окончания опроса кодируются и передаются на сервер Белстата, где доступ к ним ограничен. После передачи данные с планшета автоматически удаляются, то есть переписчик уже не сможет внести поправки в переписные листы.

В ходе проведения интернет-переписи также используются специальные средства защиты информации.

Куда и как можно обратиться по возникающим вопросам? Для населения по вопросам проведения переписи будет работать вышеназванная единая телефонная справочно-информационная служба (колл-центр): с 27 сентября по 2 октября 2019 г. – с 9.00 до 18.00, с 4 по 30 октября 2019 г. – с 9.00 до 21.00. Звонок со стационарного или мобильного телефона на номер 8-801-100-3131 бесплатный.

Также будут работать прямые телефонные линии в главных статистических управлениях областей и г.Минска. Информация о номерах телефонов и графике работы размещена на региональных сайтах управлений.

По какому адресу переписываются лица, проходящие срочную военную службу, и студенты дневной формы обучения? Лица, проходящие срочную военную службу, переписываются по месту нахождения воинских частей командованием части.

Иногородние студенты дневной формы обучения переписываются не по домашнему адресу, где они проживали до обучения, а по адресу общежития. Не обеспеченные жильем переписываются по адресу главного корпуса учреждения образования или по адресу жилого помещения, в котором они фактически проживают.

Студенты, которые проживают и обучаются в одном и том же населенном пункте, а также иногородние студенты, которые ежедневно возвращаются в населенный пункт по месту жительства, переписываются по месту их фактического проживания.

Что делать, если я прописан по одному адресу, а проживаю по-другому? При прохождении опроса респондент указывает адрес помещения, где он фактически постоянно проживает вне зависимости от места регистрации.

Зачем Вам (переписчику) мои деревья и мой огород? Для сельскохозяйственной переписи важна информация о каждом домохозяйстве. Спрашивая данные об общей площади земельных участков, посевной площади сельскохозяйственных культур по видам, количестве (площади) плодово-ягодных насаждений и кустарников, а также количестве скота, птицы и пчелосемей, мы тем самым получаем общую объективную информацию о состоянии личных подсобных хозяйств граждан как в целом по республике, так и по отдельным территориям. Полученная информация послужит основой для разработки и реализации государственных программ по оказанию поддержки личных подсобных хозяйств, развитию сельских регионов.

Если я скажу меньше, чем есть, что мне будет? Ответы фиксируются со слов опрашиваемого, при этом представление подтверждающих документов не требуется. Перепись строится на принципах доверия населению. Вместе с тем качественные и полные ответы на вопросы позволят более точно определить вклад населения в ВВП и будут способствовать повышению эффективности мероприятий, направленных на развитие сельского хозяйства в последующие годы.

А меня не заставят потом платить налоги на деревья и скот? Все полученные при проведении переписи данные являются конфиденциальными. В ходе обработки персональные данные о конкретном человеке обезличиваются и в дальнейшем используются только обобщенные итоговые данные. Заполненные переписные листы не передаются ни в налоговые, ни в какие-либо другие органы государственного управления.

Источники финансирования переписной кампании 2019 года

В соответствии с законодательством источниками финансирования для подготовки и проведения переписи населения являются бюджетные и иные средства, в том числе международной технической и спонсорской помощи.

Справочно.

В 2009 году сумма расходов, связанных с проведением переписи населения, в расчете на одного жителя Беларуси составила 1,53 доллара США. В России на одного жителя было затрачено 3,81 доллара США, Польше – 3,54, Германии – 12,76, Эстонии – 13,98, Канаде – 19,09, США – 40,17 доллара США.

Финансирование расходов по автоматизации процессов подготовки, проведения и распространения итогов переписи осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235.

Расходование финансовых средств для подготовки и проведения переписи – 2019 осуществляется в режиме экономии бюджетных средств.

Белстатом проведена большая работа по привлечению международной технической и спонсорской помощи. Получен грант Всемирного банка в размере 1 900 тыс. долларов США. Спонсорскую помощь оказали некоторые белорусские организации и предприятия.

Справочно.

Часть планшетов закуплена Белстатом за счет средств международной технической и спонсорской помощи, часть получена от министерств образования и здравоохранения в безвозмездное пользование на период проведения переписи населения.

В результате почти 90% потребности в оборудовании обеспечено за счет привлеченных Белстатом средств, что позволило сократить объем финансирования на 11 860 тыс. белорусских рублей.

По предварительным данным, доля республиканского бюджета в расходах на перепись снизится с 95% в переписи – 2009 до 35% в текущем году.

Информационное сопровождение переписи населения

Успех проведения переписи населения во многом зависит от информационно-разъяснительной работы. В этом должны быть задействованы не только республиканские и местные органы управления, но и массмедиа.

Популяризация переписи, в том числе информирование и агитация населения, осуществляется посредством социальной рекламы (плакаты на русском и белорусском языках, билборды, видеоролики). Средства наружной рекламы размещаются в местах, наиболее посещаемых гражданами, видеоролики – транслируются на республиканских и региональных телеканалах, а также на дисплеях в торговых центрах, салонах общественного транспорта и вагонах метро.

Работники органов государственной статистики посещают трудовые коллективы отдельных организаций, а также проводят информационно-разъяснительную работу по вопросам переписи среди учащихся учреждений образования.

В целях повышения активности населения абонентам операторов сотовых сетей будут направлены СМС-сообщения о проведении переписи и необходимости участия в ней. Также предусмотрено размещение соответствующей информации на извещениях об оплате коммунальных услуг.

Популяризация переписи также осуществляется и в социальных сетях.

Сроки подведения итогов,

распространение результатов переписи

Представление пользователям итоговых данных переписи населения – 2019 будет осуществляться путем проведения пресс-конференций, размещения материалов на интернет-сайте Белстата и в средствах массовой информации, издания соответствующих сборников и бюллетеней.

Предварительные данные переписи населения о численности населения с распределением на городское и сельское, по полу, по республике, областям и городу Минску будут сформированы Белстатом в начале февраля 2020 г.

Ознакомиться с итоговыми данными переписи населения о численности населения по республике, областям и городу Минску с распределением по полу, возрасту, национальности, языку, образованию, состоянию в браке, источникам средств существования можно будет после 1 июня 2020 г., с итоговыми данными о сельскохозяйственной деятельности, миграции населения, его социально-экономических характеристиках и жилищных условиях, характеристиках домохозяйств – после 1 июля 2021 г.

*****

Ни одна экономическая система не может обойтись без анализа текущей ситуации и прогноза. Только при условии их использования можно работать рентабельно и быть конкурентоспособным. Основой для государственного прогнозирования является перепись граждан. Именно она дает возможность определить демографическую ситуацию – численный и качественный состав населения любой территории. Учитывая эти показатели, можно планировать строительство социальной и деловой инфраструктуры, размещение трудовых ресурсов и многое другое.

Участие в переписи – проявление гражданской сознательности,
наглядный и убедительный пример сопричастность гражданина к делам своей страны, вопросам устойчивого и стабильного развития государства.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.