Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Дата: 31 марта 2020 в 09:33, Обновлено 31 марта 2020 в 09:47
Автор: Ким С. В.
290 просмотров

Буклет. Аутизм-тревожные знаки.docx

Буклет. День информирования.docx

Листовка.docx

Листовка.pdf

Если в семье необычный ребенок. Детский аутизм.

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Проблема раннего детского аутизма (РДА) привлекает к себе большое внимание, которое находит реальное воплощение в создании для этих детей условий специального обучения и воспитания. По данным разных исследователей синдром раннего детского аутизма встречается в 3-6 случаях на 10 тысяч детей.

В районном банке данных о детях с  особенностями психофизического развития по состоянию на 30 марта 2020 года насчитывается 22 ребенка с аутизмом.

Аутизм – это неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими.  Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально он очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, «не даёт» контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.

Чем дальше, тем больше признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать. То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов его успокаивает. Родителям кажется, что ребёнок не понимает и не запоминает, о чём они говорят. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать его интонацию.

В трехлетнем возрасте у детей с аутизмом не происходит «революционное» развитие самосознания. Такой малыш не говорит о себе «я»: может продолжать говорить о себе в третьем лице или даже во множественном числе – «мы». Иногда в речи использует штампы (фразы из мультиков, рекламы). У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать тело.

Аутичный ребенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.

Если хотя бы что-то становится ему понятно — ребенок с РДА за это цепляется: отсюда появляются симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. Человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

Ребенок с РДА может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически», особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования. При этом надолго задерживается развитие навыков самообслуживания.

Некоторые особенности детей с аутизмом сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.

Именно страсть к упорядочиванию роднит детей с аутизмом с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие дети с аутизмом видят единственное близкое существо. Способности к программированию у их налицо. Ребенку с аутизмом ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому людей с аутизмом в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — люди с аутизмом.

Что же делать?

Аутизм – очень сложное и разноплановое нарушение развития. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должны помогать специалисты (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех. Мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

Для этого ребенок с аутизмом должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной. Нужно научить его общаться с другими людьми, обслуживать себя и проводить свободное время. Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, поэтому нужно научиться наблюдать за ним, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Подключать ребенка к общим занятиям».

Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить.

Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.

Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

Семьи, воспитывающие детей с аутизмом, часто нуждаются в помощи, чтобы научиться жить с этой проблемой, верить в своего ребенка и помогать ему в развитии. А ребенку нужны специалисты – педагоги и психологи, чтобы составить и реализовывать индивидуальную развивающую программу.

Чтобы рассказать миру правду об аутизме, многие родители опубликовали личные истории о воспитании детей с аутизмом. Конечно, опыт одного человека вряд ли повторится в другой семье, но если все, кого это касается, поделятся опытом – каждый получит информацию, понимание и поддержку.

АУТИЗМ. ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОБЛЕМНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ?

У детей часто проявляется нежелательное поведение, с помощью которого они пытаются получить чужое внимание. Особенно сложно бывает управлять поведением ребенка, у которого наблюдаются расстройства аутистического спектра.

Существует несколько стратегий и методов, с помощью которых можно уменьшить такие виды поведения.

  1. Обучение более подходящим способам привлечь внимание

Очень часто причина такого поведения в том, что у ребенка нет корректного и уместного способа попросить о внимании. Если ребенок не говорит, то учите его просить о внимании с помощью специальной карточки или предмета. Проигрывайте просьбу о внимании по ролям или письменному сценарию.

Дети с аутизмом могут стремиться к специфической форме внимания. Иногда ребенок нуждается во внимании в форме помощи. В этом случае полезно создать визуальный символ для этой просьбы. Можно использовать социальную историю для обучения сценарию о том, как правильно попросить о помощи.

Почему многие ученики кричат вместо того, чтобы поднять руку? Потому что если поднять руку, то тебя еще могут и не вызвать, а если кричать, ты скорее получишь внимание. Нежелательное поведение может быть более успешным, чем желательное.

Уместный способ привлечения внимания может быть трудным для некоторых учеников. У многих детей с аутизмом есть проблемы с речью и социальными навыками. Привлечь внимание, обратившись с вопросом, им может быть просто слишком сложно.

Так что если ребенок не знает подходящего альтернативного поведения (поведения, которое точно обеспечит ему внимание), то учите его такому поведению. Если такой навык у ребенка уже есть, то развивайте его! Предоставляйте ребенку больше внимания сразу же после уместной просьбы. Сделайте правильное поведение намного эффективнее, чем проблематичное. Потом вы сможете постепенно уменьшить объем внимания в ответ на просьбу. Прямо сейчас вы должны добиться, чтобы уместная просьба о внимании стала первым выбором ребенка.

  1. Запланированное игнорирование

Одновременно с развитием навыка просить о внимании вы можете игнорировать нежелательное поведение. Это не всегда возможно. Есть поведение, которое слишком опасно, чтобы его игнорировать (например, когда ребенок причиняет себе вред), либо оно слишком мешает окружающим (ребенок разбрасывает предметы во время урока).

Однако в некоторых случаях поведение вполне возможно игнорировать. Если поведение перестанет работать, например, ребенок перестанет получать внимание в ответ на это поведение, то поведение будет уменьшаться. Поначалу оно может резко ухудшиться, но при продолжении игнорирования оно, скорее всего, уменьшится, поскольку станет бесполезным. Если игнорировать поведение невозможно, то вы можете просто свести внимание к ребенку в эти моменты к минимуму.

  1. Необусловленное внимание

Необусловленное внимание значит, что оно ни от чего не зависит. В рамках этой стратегии внимание предоставляется регулярно в соответствии с графиком или тогда, когда ребенок не прибегает к нежелательному поведению.

Идея  в том, что человек вряд ли будет добиваться внимания своим поведением, если он уже и так получает достаточно внимания. Как выглядит этот метод на практике? В классе учитель может подходить к парте ученика каждые несколько минут, чтобы проверить, не нужна ли ему помощь. Также можно запланировать «время с учителем», когда учитель может полностью сосредоточиться на ученике или это могут быть перерывы, когда он может получить внимание ровесников. Ключ к успеху здесь в том, чтобы правильно выбрать временной интервал. Соберите данные о поведении ребенка и проанализируйте их. Посмотрите, как часто происходит поведение. Выберите интервал, который будет короче, чем среднее время между эпизодами нежелательного поведения. Так что если поведение происходит примерно каждые 5 минут, то вам придется предоставлять внимание каждые 4 минуты. И пусть это внимание будет искренним.

Когда можно применять этот метод? Такая стратегия прекрасно работает с теми видами поведения, которые невозможно игнорировать. Или при поведении, которое проявляется более часто в определенных условиях.

Когда можно убрать этот метод? Этот подход очень сложен в работе. Поначалу этот метод может показаться нелепым и слишком трудоемким. Составьте расписание, привлеките других сотрудников. Как только метод окажется успешным, и проблемное поведение уменьшится, вы сможете постепенно снизить интенсивность вмешательства.

  1. Тайм-аут

«Тайм-аут» может быть подходящим наказанием за поведение с целью привлечения внимания, потому что он удаляет внимание. Тайм-аут не значит, что ученика ставят в угол или выставляют в коридор, просто он какое-то время проводит без чужого внимания. Этот период может быть совсем коротким. Если внимание является сильным поощрением, то такое вмешательство сработает очень быстро. Определите критерии для прерывания тайм-аута — когда ученик успокоится, перестанет плакать и так далее. Тайм-аут нельзя прерывать, пока нежелательное поведение продолжается.

  1. Блокирование реакции

Некоторые виды поведения слишком опасны, чтобы их игнорировать. Поведение, которое причиняет вред ребенку, например, битье головой или кусание руки может происходить с целью получения внимания. В этом случае можно физически блокировать реакцию без контакта глазами и какой-либо речи, но при этом не дать поведению произойти.

  1. Экономика жетонов

Есть сотни вариантов для системы экономики жетонов. По сути экономика жетонов — это система изменения поведения, когда за желательное поведение предоставляются символические жетоны или баллы, которые можно будет обменять на желанные предметы в определенное время. Это прекрасный способ работать над навыками в классе или группе, а также развивать желательные реакции.

  1. Предоставление поощрения за отсутствие поведения

Некоторые вмешательства на основе периодов времени можно использовать для поведения с целью привлечения внимания. Например, временные схемы для предоставления поощрений. Вы выбираете определенный временной интервал и,  если в конце этого интервала ученик не прибегает к нежелательному поведению, то он получает поощрение. Используйте визуальный таймер. Такой метод может оказаться очень эффективным и простым для применения.

Что не помогает при поведении с целью получения внимания

Словесные замечания, угрозы, крики и так далее. В этом случае вы просто предоставляете ребенку то, что ему нужно — внимание!

Рекомендации для педагогов

«Оптимизация процесса взаимодействия с ребенком с аутизмом»

Диагноз «Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности:

трудности, связанные с социальным взаимодействием;

трудности, связанные с социальной коммуникацией;

нарушения воображения и символической игры.

Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используется термин «Расстройство аутистического спектра» (РАС).

Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с РАС:

Необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и строгий распорядок дня.

Следует использовать понятную недвусмысленную речь и избегать ироничных или идиоматических выражений.

Неприемлемое поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкрепите его жестом.

В начале обучения избегайте вопросов типа «Зачем ты это сделал (а)?», «Хочешь это сделать?», потому что дети с РАС в большинстве случаев не способны объяснить причину своего поступка и вербально выразить свои желания. Ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни.

Обращайтесь к учащемуся отдельно по имени как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему.

Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников воспитательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.

Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойство или стресс, возможно вызванные небольшими изменениями в распорядке дня.

Не воспринимайте лично грубое или агрессивное поведение - помните, что объект гнева может не совпадать с реальным источником (например, если ребенок начал вас царапать, это не значит, что именно вы являетесь источником его агрессии). Возможно, его сегодня кто-то напугал. Для выявления источника агрессии необходимо проанализировать окружающую обстановку ребенка.

Необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции.

Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени, во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом и периоды взаимодействия учащихся, например, во время игр, обеда; необходимо информировать сверстников о трудностях данного учащегося.

Можно создать группу друзей, которые могли бы помогать данному учащемуся и служить положительной моделью поведения в ситуациях общения или во время уроков.

Необходимо составлять расписание для ребенка, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие. Это поможет учащемуся предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.

Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, важно помнить о том, что трудноуправляемое поведение является отражением нарушений, связанных с аутизмом. Важным первым шагом при выборе метода работы над теми или иными особенностями поведения является выяснение причин данного поведения и попытка понять данное поведение с точки зрения ребенка. Самое сложное поведение возникает из-за недостатка навыков коммуникации. Следовательно, развитие навыков коммуникации имеет первостепенную важность, так как это поможет снизить появление фрустраций, и как их следствие, неприемлемое поведение.

Существует много причин, заставляющих детей с аутизмом делать или говорить трудные для восприятия или эксцентричные вещи. Если причина этих поведений непонятна, то выяснить ее может помочь фиксирование следующей информации:

когда появляется данное поведение, кто при этом присутствует;

что происходило непосредственно перед инцидентом;

описание инцидента;

что происходило после инцидента.

Таким образом, могут выявиться некоторые закономерности возникновения данного поведения, что поможет работать над поведением эффективно. Иногда нежелательное поведение возникает по нескольким причинам, которые трудно распутать, но чаще всего действует одна основная причина, которая становится очевидной в результате анализа поведения. Она и может послужить отправной точкой в выборе стратегии работы над поведением.

Существуют другие важные моменты, которые следует принимать во внимание при работе над поведением:

Следует иметь позитивный настрой. Следует вознаграждать хорошее поведение, а не вводить санкции за неприемлемое поведение.

Следует быть терпеливыми. Какой бы метод вы ни применяли, он не начнет работать мгновенно. Подождите, по крайней мере, четыре недели, прежде чем пробовать другие методы, особенно когда речь идет о маленьких детях. Некоторые методы, например, направленные на развитие способов коммуникации, подразумевают длительную работу, особенно с детьми с дополнительными трудностями в обучении.

Родители, обслуживающий персонал и сотрудники школы должны работать сообща, иначе ребенок будет испытывать замешательство, а поведение, над которым ведется работа, может ухудшиться. Также стоит помнить о том, что если ребенок привык привлекать внимание, скажем, криком, а вы перестаете реагировать на этот крик, то это вызовет незамедлительную реакцию с его стороны – он начнет кричать еще громче.

Следует быть последовательными. Все, кто проводит время с ребенком, должны знать, как реагировать на поведение, над которым ведется работа, и придерживаться выбранного метода деятельности.

Следует сохранять спокойствие. Гневная или громкая ответная реакция с вашей стороны может улучшить ваше самочувствие, но вряд ли она поможет ребенку.

Следует применять творческий подход. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что это может помочь.

Некоторые методы сложно применять в условиях школы (к примеру, поощрение едой, доступ к игровой площадке), сложно игнорировать крик или другие шумы, обеспечить спокойную обстановку. Гибкость, глубокое понимание трудностей детей с расстройствами аутистического спектра, совместная работа со школой и другими специалистами, а также желание оказывать поддержку детям с аутизмом – все это важные факторы, содействующие раскрытию потенциальных возможностей ребенка с расстройством аутистического спектра.

Помните, вам понадобится время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребенка. Время понадобится и самому ребенку.

Планируя работу над поведением, следует помнить о том, что в течение первых дней обучения ситуация может усугубиться. Однако вы будете вознаграждены, когда через некоторое время дела пойдут на поправку. Невозможно в полной мере оценить важность совместной работы родителей и специалистов различных служб. Необходим постоянный обмен информацией о том, что происходит в школе и дома. Это поможет осуществить преемственность в подходах к работе и избежать всевозможных ошибок.

За более подробной информацией обращайтесь в Государственный Лидский районный ЦКРОиР, тел. 646591, 646593.

Педагог-психолог Горшанова Ольга Николаевна

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.